Бивак-флай от Анапурны до Джомолунгмы

По разным причинам я откладывал поездку в Непал, последние два года. Теперь в 2017-м был готов к знакомству с этой страной, застрявшей между Индией и Китаем. Изучая видео материалы на просторах интернета о полетах в Непале, а так же рельеф местных горных систем, мне все больше хотелось осуществить интересный маршрут в этой стране. Летный сезон с хорошей погодой в Непале, выпадает на февраль-март. Из разных стран приезжают пилоты, чтобы насладиться парапланерными полетами у подножья массива Анапурна. Место базирования парапланеристов и туристов, город Покхара. Отличный туристический городок, где множество отелей, ресторанов и магазинов на любой вкус.

Собираясь посетить новое летное место, зачастую нужен человек обладающий знаниями о местных особенностях погоды. Этим человеком для меня стал Евгений Орешкин. Талантливый пилот и инструктор. Отлетав под его началом неделю, я совершил хороший маршрут 90 км в южном направлении от Покхары до города Сиркот. Данный маршрут планировал еще в Питере, когда готовился к поездке.

И конечно смотря на конфигурацию горной цепи, задумал бивак-флай длинною в 300км от Анапурны до Эвереста.



В силу того, что преобладающие ветра в Непале с западной составляющей, то маршрут возможен, только на Юго-Восток в одну сторону. Обратно вернуться не получиться из-за широких долин, которые против ветра не перемахнуть на параплане. Вечером 05.03.17 вернувшись с хорошего маршрута, решаю, что пока есть погода нужно лететь бивак. По прогнозу, летная погода на 7,8 и возможно 9-е марта. Маршрут проработан, снаряжение подготовлено!

Первый день. Утром 6-го марта, выписываюсь из гостиницы и еду на старт Саранкот. В Покхаре остаются друзья (Динара, Дима, Вероника, Женя), которые будут отслеживать мои перемещения через спутниковый трекер SPOT и смогут организовать спас работы, если понадобиться.
Стартую в 11:30 и набрав высоты 2000 метров, перехожу в сторону больших гор на Северо-восток.

Вид с Саранкота на Дигидангу и Гринвол

Через 30 минут, уже под базой на высоте 3000 метров и двигаюсь на Юго-восток по маршруту. Первый пункт назначения, столица Непала, город Катманду.  Перемахнув долину с речкой Мади Нади, проваливаюсь до 1800 метров и долго не могу найти поток для набора высоты, одни пузыри. Пол часа ковыряния у склона в термодинамике и вот он поток. Набираю высоту, достаточную для перехода на следующий хребет. По рации сообщаю ребятам о своих перемещениях каждые 5 км пути.

Позади Покхара

Перевалив через долину Бесисахар, сворачиваю в южном направлении и упираюсь в долинный ветер. На высоте 2500 метров ощутимо сильный и разгоняется до 17км/ч. Поднявшить выше 3000 метров становиться приемлемым 10-11км/ч. Вариантов нет, так как слева облачность и нужно ее облететь по долине.

Долина Бесисахар

Прихожу над населенным пунктом Гауду и в хорошем потоке набираю под базу 3100 метров. Теперь по прямой через 7км, первая точка ночевки с известным стартом под названием "Ветренный хребет". Времени всего 15:15 и погода в разгаре. Решаю продолжить полет и набрав под базу, лечу дальше в сторону Катманду.

Скальный хребет юго-западной части горы Саласунго

Слева над заповедником Манаслу, медленно растут грозовые облака. Долины становятся все шире. Набираю по максимуму 3200 метров и делаю первый длинный переход в 10 км через долину, по которой протекает большая речка Бури Гандаки, берущая начало на склонах массива Манаслу. Река голубого цвета и напоминает мне полеты в Италии, рядом с Медуно.



Слева в 30-ти км, виднеется красивый снежник Саласунго, находящийся на Непальско-Китайской границе. Еще пару наборов для перехода и успешно совершаю посадку у поселения Кинтанг.

Снежные пики горы Саласунго


По итогу дня пролетел 122км за 5:20 часов.

Место куда я приземлился, с травянистым покрытием на вершине хребта с парой домов. Устраивает и для ночевки и для завтрашнего старта на восток. Хотя запланированная точка посадки была в 2 км южнее по этому хребту, я решил стартовать именно здесь. Как оказалось на следующий день, лучше следовать своему разработанному маршруту и не импровизировать. Дороже выйдет. На посадке несколько местных жителей с любопытством рассматривали чудо, прилетевшее к ним с неба ;-)







Английский не знают и общение только жестами. После того как я установил палатку и перекусил, пришел местный житель и предлагал ночлег, пришлось вежливо отказать, так как сворачивать в темноте свои вещи и топать в гости желания не было. Хотел отдохнуть и выспаться, а не выступать в роли клоуна пол ночи :-)

Второй день. 7-го марта, как всегда на биваке просыпаюсь рано. Солнце только показалось из-за гор, на земле и палатке иней. Новый спальник от компании Mont-Bell не подвел, отлично согревал всю ночь.  Вчера сюда же прилетел иностранный пилот. Он сказал, что летит в Катманду, чтобы потом на самолете свалить домой в Европу. Экономит на дороге из Покхары в Катманду :-) Продуманный парень!
Утро коротаем вместе. Сходили к водопаду, заправились чистой водой и подготовив к полету снарягу, загораем на солнышке. Ждем погоду. Небо затягивает верховой облачностью, которая движется с Юго-запада, значит ветер по верхам как вчера и в полете будет попутный. Это радует! На севере большие горы открыты и красуется снежник Саласунго. Пока нет термички и греется восточный склон, с западного периодически поддувает ветер и мы по очереди бегаем на холмик повыше, смотрим ветер. По утру, неожиданно было встретить патруль Непальской полиции, который делал обход территории. Увидев меня, спросили на английском, из каких краев тут появился и есть ли со мной еще кто, получив ответ, пошли дальше. Хорошо пермит не проверяли)))



В 11 часов начинает поддувать термический ветер из восточной долины. Птички крутят первые потоки и мы не спешно начинаем готовиться к старту. Я стартую первый в 12 часов. Потоки слабые и провалившись 100 метров ниже старта, лечу левее по отрогу ориентированному на юг. Через 5 минут полета при попытке обработать сильный термик скороподъемностью 4м/с, получаю мощную фронталку и в парашютировании приземляюсь на склон. Высоты мало и запасной парашют применять нет смысла. А вот постараться правильно выбрать дерево и место посадки, можно успеть. В критической ситуации мозг работает очень быстро и решения принимаются молниеносно.


Параплан цепляется за дерево и приходиться изрядно помучаться, чтобы его снять. Через два часа лазания по деревьям, собираю снарягу в рюкзак и топаю вверх по склону на открытую поляну. Раскладываю параплан, провожу осмотр. Стропная система целая, а вот у параплана разрыв на правом ухе. Отремонтировав крыло, иду осмотреть место старта. Погода в самом разгаре и на небе активно растут облака. Обошел все полянки пригодные для старта, но к сожалению ветер в спину и стартовать нет возможности. Придется идти пешком наверх хребта и нужно успеть до темна. Переночевав, смогу утром выйти на точку старта, которую запланировал по маршруту. Место там отличное и ориентировано на ЮГ, Юго-восток и Юго-запад.

Подняться предстояло всего 200-300метров, но это кажется, что мало. Когда не знаешь дороги или ее вовсе нет, то пешая прогулка превращается в испытание. Не буду много рассказывать о том как заставлял себя не сдаваться и ползти вверх через кусты и деревья, когда заканчивалась тропа. Это было тяжело и  местами страшно. С рюкзаком 25 кг за спиной через каменистые водопады, зачастую имея только направление на навигаторе и настрой на победу :-) Я убежден, что не каждому под силу после пережитого стресса, найти в себе силы и суметь пройти еще одно испытание, хотя такие люди есть и их не мало. Они меня вдохновляют!

Дорога местами была жестокой

Небольшие водопады с чистой водой

Уже точно и не припомню, но шел до вершины хребта, около 4-5 часов. Начинало смеркаться, когда вышел на основную тропу идущую по вершине хребта, решил дальше не топать и спать прям тут в лесу. Зверье у человеческих троп редко появляется, да и пастухи с собаками ниже по склону были. Очень вымотался и буквально валился с ног. К тому же стало холодать и меня знобило. Оперативно поставил палатку, обтерся влажными салфетками и переоделся в сухую одежду. Утеплился пуховками и штанами. В носки и в спальник, закинул химические грелки.


Еда не лезла в мой изнеможенный организм.  Выпил горячего чаю, но тут же стошнило. Видимо организм нечего кроме отдыха не желает. Решил не настаивать и пить только воду.
Ночью напрягся услышав вой шакала. Минут 10 кричал, где-то далеко в лесу. Я приготовил сигнальные ракеты, петарды и нож. Если подойдет то напугаю, подстрелю и зарежу :-)

Третий день. 8-го марта проснулся в 7 утра. Самочувствие не очень. Ноги и спина болят с непривычки, в Питере нет гор пригодных для занятия трекингом, так что готовился только на равнине. После ударной порции овсянки с грецкими орехами полегчало. Пока собирал рюкзак по тропе прошла семья с вязанками свежесрубленных веток. Тропа была натоптанная и отчетливо видна, так что теперь шлось комфортнее. Пару часов прогулки по красивым склонам и я на месте. Только вот вода совсем закончилась. Из-за нагрузок сильное обезвоживание. Пью литрами воду, но нечего не выходит из организма. Местные пастухи показали место на карте, где можно набрать воды. Времени 10 часов утра и до старта еще уйма времени, восстановил силы и сходил за водой по тропе около 200 метров от места старта. Ручей совсем пересох, но заводь с чистой водой наполнена до краев. Воду продезинфицировал препаратом Окси Сильвер. О нем я писал в одной из своих статей.




В 11:30 часов надо мной начинают формироваться облака, а над Катманду растет гроза. Погода обещает быть сильной. Стартую в 12:30 часов и быстро набираю высоту 3400 метров под облако. База хорошая! Начинаю переход к следующему хребту. Дистанция между хребтами 12км, есть время осмотреться. Долины здесь существенно шире. На переходе ко мне присоединился небольшой орел и летел над парапланом, так что я его не видел. Видимо совсем обнаглев он пытался приземлиться на купол и ударился о верхнюю кромку. Заметив гостя, то кричал ему, то клевантами раскачивал купол, но орел упертый. И тут я подумал - Раз он так борзо меня атакует, может хочет предупредить о чем-то. Но на следующем наборе высоты он отстал. Замечу, что на маршруте очень мало орлов. В Индии их на порядок больше.
Прихожу на хребет тянущийся с запада на восток. Голые скалы ржавого цвета, очень похожие на груду металла, поросшего травой и деревьями. Потоки сильные и рваные. Штырит, блин! Активно пилотирую крыло, не допуская сложений. Нахожу термик и сдуваюсь с ним в нужную сторону, через небольшое ущелье к отрогу горного массива Лангтанг.

На старте жду погоду

Отличны старт с которого начал свой полет



Второй юго-западный отрог берущий свое начало в Национальном парке Лангтанг

Дальше отрог показывает характер и потоком 5,5 м/с выносит меня на 3500 метров. Этой высоты мне хватает, чтобы перемахнуть сразу два ущелья на Юго-восток. Слева горы затянуты облаками и выглядят, одновременно устрашающе и красиво. Над горой, где продолжил набор со следующим термиком, располагались туристические базы из которых совершают прогулки в Национальный парк Лангтанг. Набираю до 3400 метров и делаю переход к растущему облаку, но ошибся. Место и облако не работает и ложка по которой попробовал пройтись тоже не дает потока. Решаю сразу сдуться по ветру на следующий более перспективный отрог. В поиске потока долго летаю в термодинамике и наконец-то что-то есть. С сильным наклоном сдуваюсь по ветру через ущелье. Высота гор тут меньше и достигает всего 2400 метров, но дно очень глубокое на 800 метрах от уровня моря.





Долина Меламчи

Прихожу довольно низко над населенным пунктом Ботенамланг.  Весь склон сплошные чеки и жилища. С посадками проблем нет. Детвора кричит и зовет меня приземлиться, но я упорно в термодинамике и на пузырях вылезаю вверх по склону. Через 30 минут уже под базой и высота тут 4100 метров! Набрал по краю сильных облаков и выше инверсии. С Северо-востока поджимает гроза и на Юге начинаются вспышки кучевых облаков. Явный признак, что будет переазвитие.

Гора Пангтанг

Выше инверсии на высоте 4100 метров

На глайде переваливаю долину Ботикоши и Санкоши. На севере совсем рядом Китайская граница :-)  Переход сделал к населенному пункту Пескар и в термодинамике залез на вершину горы, где стоит поселение Добат. Это конечная моя точка на сегодня.
Гроза начинает догонять, так что приземлившись быстро поставил палатку и спрятал все вещи. Через час прошел небольшой снег с дождем. Грозу сдуло в большие горы на Северо-восток. Так что ни молний, ни шквалистого ветра мне не досталось. Поужинав лег спать.

Место для посадки достаточно



Гроза идет


По итогу дня пролетел 99км за 4:30 часов.

Четвертый день. 9-го марта погода не однозначная. Небо, то затягивает облаками, то чиститься. Собираю вещи и топаю вниз к Ламосанг-Рамечап хайвею. Среди местных жителей были говорящие на английском. Помогли мне поймать паблик бас и через пару часов тряски по отвратительной дороге я спустился в долину Санкоши, где добрался вторым паблик басом в город Долалгат. Заселился в отель Росемани. Главное, есть горячая вода. Привел себя в порядок и завалился спать до утра.



Добрые и веселые жители поселка Харитхунга



Суровые контроллеры на местных автобусах

По пути в отель. Мост через реку Санкоши

Пятый день. 10-го марта беру такси и еду в Катманду. Там пилоты, с которыми мы летим обратно в Россию, ждут меня в отеле. Гуляем весь день по городу и 11-го марта летим домой.

Отель в Катманду

Задача минимум выполнена! Из запланированных 300 км, удалось пролететь дистанцию 222км. По программе максимум еще осталось 78км до долины Кхумбу, город Лукла. Это перевалочный пункт из которого туристы и альпинисты, отправляются в окрестности Эвереста.
В планах вернуться в 2018 году и пролететь маршрут полностью!

Фильм о моем путешествии

Респект и уважуха! Читал и вдохновлялся. Очень хочется повторить подобное. Пока летаю на дельте, но в планах сесть на параплан и в Непал. Если что буду спрашивать вашего совета.
Впечатлен!
Был с тобой в Покхаре в одно время, но сам тут первый раз и никуда далеко не леттал.
Мне лично очень интересно (серьезно), какой тип биотуалета ты использовал (или предпочитаешь использовать) в воздухе? Вопрос деликатный, поэтому можно и на мыло ответить :)
спасибо!

Тайны в этом нет. Обычно не хочется в полете, но если приспичит, то по маленькому в бутылку и слить за борт.

интересный полет и рассказ, спасибо.
сам мечтаю о бивуаках, но никак не соберусь, вечно что-то мешает.
Андрей спасибо что ты есть. Твои репортажи прочищают мозги, включают оптимизм, помогают ставить новые высокие цели, дают много полезной, практической информации
Мне приятно, что мои приключения дарят положительные эмоции читателю. До встречи!