Полеты в горах Таджикистана

Удалось немного полетать в Таджикистане. Давно планировал поездку в эту горную страну, и не зря! Потенциал маршрутных полетов впечатляет. Весной погода постоянно меняется, и мне удалось все три летных дня застать разные условия. Теперь обо всем по порядку.



Многое из ниже описанного, лично мои наблюдения и информация полученная от местных альпинистов, которые и являются теми не многими парапланеристами в Таджикистане. Идейный вдохновитель Евгений Лоренц (мастер спорта СССР, Президент федерации альпинизма Таджикистана). Летают только парящие полеты и слеты с вершин гор. Еще есть парапланерная школа в Худжанде, но с ними еще не встречался лично.

Общая информация.
Условия в Таджикистане позволяют проводить полный цикл обучения пилотов разного уровня, что полезно для летных школ организовывающих выезды.
Предгорья имеют достаточные по площади поля для занятия наземной подготовкой и первыми парящими полетами у склона с безопасными посадками. Горные маршруты очень разнообразные. От линейных до замкнутых. Хорошая транспортная доступность. Маршрутки ходят, даже в самые отдаленные кишлаки, расположенные высоко в горах. Таксистов больше чем в Москве на квадратный метр ;) Многие занимаются извозом.

Население хорошо знает русский язык, многие говорят на английском. В Душанбе возможно недорогое проживание в гостевых домах от 100 сомони в сутки или в хостелах от 50 самони в сутки. Вкусно покушать 40-50 самони на человека. Я воспользовался этим вариантом Sayfi gesthouse
Душанбе очень зеленый город, здесь много парков и мест для отдыха. Вечерми можно прогуливаться по просторным проспектам. Так же есть масса красивых мест в горах, куда организовывают трекинг. Самое популярное место Фанские горы. Сам туда мечтаю попасть. Летом обязательно!

Для Россиян виза не нужна. Гражданам РФ прибывающим на территории страны на период более 10 суток, необходима регистрация в ОВИРе.  Регистрацию как правило делает принимающая сторона (гостевой дом, хостел, отель). Уточняйте при бронировании жилья. Без регистрации туристу не продадут сим карту, только на таджикский паспорт. Я попросил таксиста, купить для меня сим карту;)
Лучше всего работает оператор Мегафон. Интернет 4G ловит даже в горах.

Мои даты поездки с 19.04 по 25.04.18. Три хороших летных дня.

Полетные условия - горные.
Склоны в предгорьях песчаные, высоты от 800 до 1400 метров. Преимущественно состоят из полей поросших травой и мелкими деревьями, а выше 1500 метров скалистые. Преобладающие ветра Юг, Ю-В весной и Юг, Ю-З летом. Район полетов Гиссарская долина, Варзобское ущелье. Ориентировочно с 10.30 утра начинает работать долина и ветер переключается на южный.

Старты и посадки.
Пешком можно зайти до высот 1700-2500 метров. Добраться машиной до кишлака под склоном и дальше подняться пешком. Площадок очень много и довольно просторные. Я использовал для полетов старт Пирзабод, на север от Душанбе, рядом с городом Новобад. Старт ориентирован на восток, юг, запад. Подъем на старт из города занимает час времени. Стоимость за машину 100 сомони. Дорога местами грунтовка, местами бетонированная. Рядом с Новобадом, местные пилоты используют два старта, для парящих полетов над песчаными склонами. Посадка травянистая, но с контр склоном. Особых проблем не испытывал.







Безопасность.
В этом аспекте дела обстоят как в Индии. Спасательная служба отсутствует, достаточно слабо развитая система здравоохранения.

Правила полетов.
В силу того, что местные пилоты не летают маршрутные полеты, вопрос с запретными зонами и районами полетов не проработан.
Перед отъездом провел встречу с Руководителем по безопасности полетов гражданской авиации Таджикистана. Набросал на карту запретную зону в районе Душанбе. Над горами авиация не работет, так что главное не летать над долиной. Гражданская авиация над долиной производит набор и сброс высоты.







Первый летный день.
Испарения накопившейся влаги в горах, способствовали быстрому развитию облаков. База утром 1800м после обеда 2200м. Ветер на старте крутило во все стороны. Решил не рисковать с полетами в таких условиях и поехал в гости к опытнейшему инструктору по альпинизму Лоренц Евгению.

Евгений с единомышленниками, имея за плечами богатый опыт горных восхождений и знание местных погодных условий, в далеких 90-х годах сами постигали азы парапланеризма и совершали полеты в горах Таджикистана.

Вечером, решил все же съездить на страт и посмотреть условия. Забежал на нижний старт в Новобаде и час полетал в мягком вечернем динамике.
Старт и посадка - это великолепная зеленая трава. Сейчас, пока нет палящего солнца, здесь все очень зелено! Все как я люблю

Вид со штатной посадки на горы в Новобаде
Западные горы Варзобского ущелья и там облака угрожающе растут
Посадка в Новобаде
Посадка в Новобаде. Вид сверху



Второй летный день.
Вот он весенний летный день в Таджикистане!
На старт Пирзабод приехал в 10 часов утра. Место для старта много, автомобильная дорога в 50 метрах находиться. Подъем занимает около часа, если ехать из города Душанбе.
Небо чистое, только над северным Памиром виднелись верховые облака. Птицы крутили слабые потоки на восточном склоне, а в 11 часов включилась долина и задул юг. Я дождался, когда птицы смогли выкрутить выше старта 200 метров и стартовал. Все же парапланеризм без пернатых не существует.
Старт Пирзабод. Высота 1900 метров в абсолюте. Поляна на 15 парапланов


После взлета сразу врубился в мягкий поток +1м/с и раскрутив до 2700 метров высоты, полетел на запад в сторону Узбекистана. При переходе через Ворзобское ущелье, заметно чувствовалось, что ветер как в воронку засасывает из долины. Пришел на гору высотой 2500 метров и по отрогам довольно быстро, набрал 3000 метров.
Передо мной открылась панорама на Гиссарский хребер, который покрыт снегом с высоты 3000 метров и до самых пиков. А дорога идущая из Душанбе в Худжанд, терялась среди горных пирамид.

Гиссарский хребет на горизонте. Справа Варзобское ущелье с горами в форме пирамид

Дальше полез на скальную стенку красного цвета, просто вариантов не было Тут такие горы друзья, скалы и камни, а вот отроги ниже 2000 метров уже с мягкой травкой и большими полями для посадки.
Сразу отмечу, что с посадками проблем вовсе нет. Со стороны долины на предгорьях и даже в ущельях под Гиссарским хребтом, есть площадки с футбольное поле. Короче говоря я даже не парился на счет того какое поле я выберу, если понадобится
В Душанбе есть цементный завод, так вот он портит воздух, но отлично показывает направление и силу ветра контрастным белым дымом извергающимся из труб.

Типичная гора в Таджикистане, над которой нужно найти поток

По прогнозу в обед обещали усиление восточного ветра, а это создавало мне проблемы с возвращением. Так что летел на запад, пока дым из труб не поменял направление в мою сторону. Я развернулся и помчал обратно против ветра. База к этому времени подросла до 3600 метров и появились небольшие облака.

Гиссарский хребет на запад от Душанбе

Слева Гиссарский хребет и его отроги. Справа долина и город Душанбе

Когда вернулся к месту страта, ветер с востока уже дул стабильно 15км/ч, а с термичкой у скальников вполне разгонялся до 22км/ч
Пройти на восток смог ровно столько, сколько хватило нервов при полете в таких условиях)))
Итого по дню почти 70км. Для первого раза я решил достаточно, и полетел в сторону посадки. Пока была высота прогулялся над низкими холмами, уходящими в город. Там много посадок, но весной потоков нет) Одни пузыри!

Много полей для посадки. Вам какое больше нравиться?
Штатная посадка в Новобаде. Зеленая как я люблю)

Третий летный день.
Полетные условия слегка изменились. Сегодня снова по прогнозу восточный ветер, хотя не такой сильный как вчера. По верхам включили северо-восток. Стартовав долго не мог набрать высоту. Потоки слабые и пришлось потратить много времени, работая у рельефа.

Дорога на старт

Дорога на старт Пирзабод. Старт на высоте 1900 метров. Зеленая поляна на самом краю отрога над дорогой


Выбрался на 2200 метров и решил проверить горы расположенные севернее. Забрался по ребру на 3000 метров и тут началось веселье. Купол мотылялово все стороны, а на приборе ветер всего 10км/ч. Только вот направление ветра с юга на северо-восток изменилось. Пройдя по гребню горы, снизился до 2800 метров и снова ветер с юга 4км/ч Вот засада, по верхам северо-восток и выше 3000 метров срез ветра. Значит в таких условиях дальше к большим горам идти рискованно. Стиснув зубы набираю в хорошем потоке чуть выше, отлавливая крыло и встаю на переход в сторону долины.

Пирамидные горы Варзобского ущелья. На горизонте Гиссарский хребет

Пришел на гору с очень изрезанным рельефом, где вчера получал пинков))) Но теперь я выше рельефа на 400 метров, а вот не играет роли))) Снова началась турбуляка Эта горка, усыпанная большими каменными валунами как артиллерийская установка расстреливала меня пузырями горячего воздуха. Даже крыло не выдержав, нырнуло вперед с такой силой, что пришлось до задницы клеванты тянуть, чтобы остановить его))) Нафиг, нафиг!

Хребет 2800 метров, отделяющий Варзобское ущелье с юга от Гиссарской долины
Ущелье Кофарнихон

Поворачиваю на запад в сторону страта и на пол акселя валю из этого месева
Высоты особо не удается набрать, а летать у рельефа становиться не безопасно. Перешел через Варзобское ущелье и немного покрутив потоки с маленькими орлами, решил приземляться.

Новобад и дорога Душанбе - Худжанд

На небе верховые облака, указывают на явный признак меняющейся погоды. Из опыта, уже знаю, что на границе таких явлений полеты часто не спокойные. Весна, всегда рулетка! Сегодня погода, завтра непогода Пролетел треугольник 30км и поработал с новым крылом. Плюс к опыту


Четвертый летный день.
Еще один великолепный летный день в Таджикистане!
На старте в 10 часов утра и всю дорогу сомнения на счет погоды. Небо затягивает верховой облачностью с северо-запада, со стороны Фанских гор.
По прогнозу обещали после обеда чистое небо над долиной и прогноз снова не обманул.
Подождав 2 часа прогрева земли, стартую в 12 часов. Очень слабенько вдоль склона поднимает в термодинамике. Дождался слабого потока и набрав 300 метров перехожу по ребру на севере, где горы высотой 2800 метров. На знакомом тригере, с пернатым напарником раскручиваю поток до облака 4300 метров. Вот это база в день, когда все накрыто верховой облачностью)))

База 4300 метров

Погода очень мягкая, потоки ровные до 1.2м/с. Ну раз включили такую базу, пойду прогуляюсь на горы 3000 метров, расположенные восточнее. Ветер по верхам северо-запад 20км/ч, а ниже 3000 метров юго-восток. Быстро сдулся по ветру, а дальше небо открыто и вроде бы лети не хочу, но условия кажутся слабыми. На трехтысячнике потоков совсем не было, а он смотрит на юг и сплошная скальная плита. На восток заманчиво, но там горы с ущельями и речками. Посадок не вижу. А, ну ладно, пойду обратно к старту.

На север от Душанбе в город Ворзоб

Город Ворзоб справа

Над Новобадом, в районе старта и посадки все небо плотно затянуло облаками. Ну вот и все подумал я! Высоты вернуться хватает.
Пока пришел в районе старта, верховые облака растопило солнцем и вуаля, Варзобское ущелье открыто и облачка пыхают. Перехожу на запад и выкрутив 3000 метров иду на север, а там только начали образовываться маленькие облака и потоки такие рваные, что пришлось попотеть пока набрал под базу. Параплан швыряло круче чем в Колумбии. Вот так повеселился)))

На запад в сторону Узбекистана


Пройдя немного в сторону города Варзоб, развернулся, так как с посадками беда, только на плато можно сесть, а как выбираться с такой высоты не понятно))) Потоки дерганные, а облаков дальше нет. Разворачиваюсь и обратно на юг в сторону посадки. По дороге заглянул к красному скальнику у которого два дня назад летал. Высоты 3600 метров, поворачиваю в сторону посадки.


Начало Ворзобского ущелья

Долет обеспечен! Приземлился в спокойных условиях. На посадке ветер всего 3км/ч.
Ура! Еще один день прожитый не зря ;)